Название: Рио-Рита Кожемяка 27 января 2019, 11:06 | |
Навигатор упорно показывал проход в стене.
Рита ужжжжже злилась. Бабушка всегда ей говорила, что когда она злится, то становится похожа на сердитого шмеля. Рита с трудом нашла нужное место, но путь к дому лежал через стенку другого. По крайней мере, на этом упрямо настаивал навигатор на телефоне.
Сумерки из акварельных становились чернильными, мороз начинал покусывать за пальцы в тонких перчатках, тени выползали из тумана и скрывались в подворотнях.
Риту все еще кружило вокруг дома, хотя она внутренне уже смирилась с тем, что придется бросить эту затею и бежать в метро, а бежать по морозу было не близко. Рита никак не могла понять, почему навигатор показывает такой странный проход – через стену. Причем даже редкие прохожие не в силах были ей помочь.
А намечался такой приятный вечер.
Общение за чаем, пахнущим лесными травами, бруснично-черничным листом с мшистым привкусом, с вареньем, с самопечными печеньками, из самослепленных причудливых форм пиал, за круглым столом под большим зеленым абажуром с кистями и теплым желтым светом в уютной комнате, с арочными окнами, выходящими на внутренний дворик, где одинокое замерзшее дерево, с занесенной снегом вороной, навевало дрёму от уютности и теплоты в комнате. Тихая музыка флейты, неспешные разговоры и смех незнакомых, но вдруг сблизившихся людей, пришедших придать форму своим внутренним мыслям, обминая и обнимая податливую глину.
Эээх… Рита внезапно поняла, что совсем заледенела и от мысли, что предвкушение вечера так и останется предвкушением, - разозлилась.
Решила, что найдет все-таки этот чёртов проход и войдет в него. Ковыляя на все больше замерзающих ногах в очередной раз по Биржевому переулку, и внимательно всматриваясь в подворотни, она вдруг увидела узкую потемневшую от старости дверь, на которой висела неснятая бог весть с каких времен небольшая латунная табличка « Г…ны.. оп…ий и..с…т». Удивилась, что не увидела её раньше, когда было светло, и незамедлительно пошла туда. Хотя бы просто погреться и уточнить, где же эта волшебная комната, где ждет горячий чай, теплый абажур и глина.
С трудом открыв заскрипевшую дверь и протискиваясь (уфф,.к весне надо точно похудеть или это дверь такая узкая все-таки?), Рите почему-то захотелось обернуться на заметаемый снегом переулок и на виднеющуюся темным размазанным в сумерках силуэтом статую академика. У неё заслезились глаза от снега и холода и показалось, что Сахаров быстро бежит прочь, оглядываясь.
Вошла, зажмурясь от слёз, снега и небольшого, но все-таки теплого, потока воздуха. Постояла, топчась и согреваясь, отдышалась, отряхнулась и стала осматриваться. Наверх вела причудливая замусоренная лестница с указателями разных пространств, мест и тусовок. Рита изумилась тому, что собственно она зашла в нужный ей дом и вот он, указатель, показывает, куда нужно идти. Потопала наверх, отдуваясь и опять предвкушая.
Опять дверь. И длиииииииный как улица коридор стал петлять и заводить в тупики.
Везде двери. Узкие и очень старые. Коридор заставлен и захламлен, как-то угрожающе молчит и смотрит. Указатели пропали. Рита согрелась, занервничала и повернула назад. И тут поняла, что забыла, как и куда сворачивала.
Этот день точно не мой, - подумала она и решилась заглянуть в первую попавшуюся дверь в коридоре.
Кладовка. В следующей обнаружила пианино и сидевшего на нём безмятежного кота, людей нет. Открыла еще одну дверь. Полюбовалась на танцующие пары, на нее никто не обращал внимание. Тихо ушла.
Еще одна. Заперта. Еще за одной бубнили голоса, как будто читали что-то монотонное, но на стук не открыли. Разозлившись, Рита стала дергать за ручки все двери подряд.
Пусто. Закрыто. Пусто. Закрыто.
Дошла до конца запутанного коридора и увидела в щели под дверью теплый абажурный свет.
Наконец-то!
Ритины пальцы еще только приблизились к ручке двери, как она почувствовала промозглый холод, как будто открыто окно. И еле-еле слышно, издалека, звучала мелодия довоенного танго Рио-рио-рита.
Она хорошо знала эту мелодию – бабушка очень любила, напевала и внучку называла РиоРита. Играла заезженная пластинка на старом скрипучем патефоне.
Рита осторожно приоткрыла дверь и зашла.
У неё закружилась голова. Она ничего не понимала.
Комната с круглым столом под большим абажуром с кистями. Чисто. Пусто.
Но свет не горел.
На столе, застеленном газетами, стоял репродуктор. Лежала раскрытая книга с какой-то фотографией вместо закладки. И тлел огарок свечи. Играющий патефон обнаружился за столом возле железной кровати с панцирной сеткой, на которой грудой лежало тряпье.
Пахло как-то странно, пылью, цементной крошкой, гарью и чем-то непонятным. Рита недоуменно прошлась по комнате.
Мельком посмотрела на фотографию и подошла к окнам. Сначала в полутьме она подумала, что окна просто задернуты плотной шторами. Но вблизи Рита увидела, что они обклеены бумажными полосками и тоже завешаны тряпьем. Но не все.
Одно окно было приоткрыто. И из него тянуло не просто холодом, а стылым морозом.
Рита машинально подошла к открытому окну, кажется, хотела закрыть. Озадачено подумала – так сильно на улице подморозило, пока я бродила?
И выглянула…
От холода, ужаса и едкой гари перехватило горло.
За окном была разбомбленная улица. Полуразрушенные дома. Они качались и скрипуче стонали.
Какие-то мешки лежали вдоль улицы. Вот один мешок пошевелился и попробовал ползти.
Рита, вцепившись руками в обледенелый подоконник, понимала, что этого не может быть, это снимают кино…но…
Здравый смысл ей подсказывал, что даже для съемок невозможно так разрушить дома. И вот та груда тряпья, которая ползет, это же человек….
Что вообще происходит!?
Вдруг резко заревела сирена и по черному, с яркоблестящимисеребряными как на новогодней ёлке звездами, небу сполохами забегали белые полосы.
Рита резко отпрянула от подоконника и бросилась к дверям. НЕТНЕТНЕТ Я не схожу с ума, все это неправда! – одна эта мысль живой билась как мотылек в перегруженном от всего увиденного сознании.
Сирена выла, послышался какой-то странный свист и Рита вдруг ясно поняла (из каких закоулков памяти вдруг вылезло это знание), что так свистит летящий снаряд. И она сейчас умрет. Непонятно где. Хотя, нет. Уже понятно. Но этого просто не может быть!
Снаряд упал близко, дом вздохнул и содрогнулся от боли.
Огарок потух. Книга закрылась. Патефон поперхнулся и после небольшого замешательства опять заиграл.
В исступлённом рывке, рванув на себя дверь, Рита всем телом упала в коридор и закричала.
Ей вслед играло довоенное танго.
День был очень морозным. Посетителей было мало. Мы сидели и грелись чаем и разговорами.
Мимо наших низких окон в густых синих сумерках прошла странная женщина.
Она шла невидяще, щупая пространство руками, и что-то бормотала. В растерзанной одежде, растрепанная, с присыпанными как будто цементной строительной пылью волосами.
Мы обеспокоились. Что-то случилось. И вышли помочь.
Она нам и рассказала эту странную историю. Мы не знали, верить ей или нет. Никому не хотелось идти проверять эту комнату. Нам было не по себе. Всё может быть.
В городе, в котором даже дома живые и дышат. Где каждый камень помнит.
Рита потом пришла в себя и смогла заплакать.
Самое страшное, - сказала она, - я теперь только поняла, что уже видела ту фотографию раньше. В старом бабушкином альбоме. На ней мой прадед, погибший на войне, держит на коленях маленькую девочку – мою бабушку.
Упрямому городу Ленинграду посвящается…..
mydrilk@ | |
Метки: блокада блокада Ленинграда портал прошлое
Посетителей: 159149
Общая оценка 2
| | 0 | | |
| | 1 | Мне понравилось, как в такой необычной форме рассказали о том, что всё дальше и дальше уходит в прошлое, о чём нельзя забывать...
"И каждый, защищавший Лени нград,
вложивший руку в пламенные раны,
не просто горожанин, а солдат,
по мужеству, подобный ветерану.
Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,
что в сотни раз почётней и трудней
в блокаде, в окруженье палачей,
не превратиться в оборотня, в зверя..."
(Ольга Берггольц) | |
| | 0 | Татьяна, благодарю за внимание к истории.
Это реальный дом в Санкт-Петербурге и почти реальный случай со мной))
речь идет о бывшем особняке Елисеевых, построенного в 1884 году архитекторами А.К. Бруни и перестроен Г.В. Барановским.
Обратите внимание - А.К. Бруни, архитектор этого дома - отец Николая Бруни, автора памятника Пушкина в Ухте))
Этот дом смотрит на площадь Сахарова. Он, к сожалению, в плохом состоянии(( Входит в комплекс зданий Государственного оптического института. О доме можно почитать вот здесь http://www.citywalls.ru/house9540.html
недалеко располагается еще один дом, тоже елисеевский с шикарными лестницами http://www.citywalls.ru/photo187502.html?s=7hrp9n4mi1fu898tktgq22ace4
туда доступ простому люду, как и положено)) запрещен | |
| | 1 | Вот оно что, оказывается!.. Тут дело не только во внимании к истории. Когда начала читать, в голове зашевелились какие-то смутные воспоминания... Теперь ясно. Будучи в Петербурге, решила сходить в Музей оптики. Так я так долго блуждала, пока нашла Биржевую линию, 14 ( навигатора не было)). А Вы упомянули в рассказе про Биржевый переулок.
Спасибо за ссылку. А рассказ понравился!
| |
| | 0 | А мне понравился стиль повествования.Язык очень точно выражает мысли и чувства автора. Получаю удовольствие от чтения таких работ. Но суть повествования поняла только после комментария автора.
| |
| | 0 | 5 спасибо))
Этот рассказ, конечно же, очень узнаваем по меткам для петербуржцев))Они сразу стали вычислять дом)) | |
Комментировать:
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи войти зарегистрироваться
|
Последние комментарии
ded: ...
Пьеса. Роман и Жульета. (29)
AlexX: Теперь собак ловить пр...
Стыдно, товарищ Керимов, стыдно! (16)
Phantom: Переведите Онеж... Оне...
Краеведческая загадка (9)
Phantom: Гайзера присадили резв...
Ушел или попросили (3)
Алексей Дени: В Никитском ботаническ...
Ботанические сады страны (2)
Retry: Плюсом еще на карте....
Недвижимость (квартиры) Ухты (1)
кухни: Напишите еще подробно ...
Как загрузить картинку в текст (27)
Айс: Вот за что моих клонов...
Конец и начало. (7)
Алекс Влад: Как можно верить барыг...
Как вернуть доверие? (2)
Максим Ковал: Целый мирок надвинутый...
Рамки, за которые мы не сможем н (34)